В воскресенье 6 февраля саамы, проживающие на территории Финляндии, Швеции, Норвегии и России (Кольский полуостров), отметили свой Национальный день. Корни этого праздника уходят в 1917 год. Именно в этом году состоялось первое общесаамское собрание в Норвегии.
Согласно информации YLE po-russki, саамы считаются старейшими коренными жителями Финляндии, права которых обеспечены культурной автономией. Первые поселения саамов появились на севере страны 5 тысяч лет назад. На сегодняшний день около 7 тысяч саамов проживает в основном в сказочном крае вечной зимы, в Лапландии, в четырех муниципалитетах Лапландской губернии: Утсйоки, Инари, Энонтекиэ и на севере Соданкюля.
По данным www.finlandiaonline.ru, саамы по праву могут гордиться своей языковой историей. Существует 10 разновидностей саамского языка. Финские саамы говорят на трех из них: на северном (скандинавском саамском) – 70-80% саамского населения Финляндии, на языке «инари» (саамском озера Инари) - около 300 человек и на сколтском (саамском языке Кольского полуострова) – около 200 человек.
Скованная морозами, утопающая в сугробах Финская Лапландия всегда слыла царством снега и холода, суровым краем ведьм и колдунов. Предки современных саамов смогли не только выжить в таких сложных климатических условиях, но и познали тайны природы, нашли с ней общий язык.
Норовистые северные олени стали лучшими друзьями и помощниками саамов. Оленеводство является одним из традиционных видов их деятельности. Не последнее место в жизни саамов занимают так же охота и рыбная ловля.
Как сообщает www.travels.md, саамским шаманам приписывали необычные способности – летать, перевоплощаться и исчезать. Кроме этого, они хорошо знали прошлое и видели будущее. Со временем мистическая слава саамских шаманов стала отличительной чертой всего народа. Однако в 1670 году шаманство было запрещено, а колдовству и язычеству саамов положен конец.
Тем не менее, дух и традиции далеких предков полному истреблению не поддались. По сей день в Лапландии чтят культовые места древних саамов и сохраняют самобытную культуру. Центральное место в традиционной саамской культуре отведено их завораживающим песням – «йойут».
Представители этого поистине уникального народа стараются подчеркнуть свою национальность во всем. Одни только национальные костюмы саамов заслуживают, по меньшей мере, восхищения своей скромностью и в то же время оригинальностью.
Мужской головной убор – «шапка четырех ветров» - впечатляет экстравагантностью: это шапка с четырьмя концами на макушке и пестрыми ленточками у основания. В придачу к шапке – синие штаны и синяя расшитая рубаха.
Женский головной убор саамов более прозаичен: обычный кокошник, который мало кому к лицу. Традиционная одежда саамок – синее платье с яркой оторочкой и широким поясом.
Все цвета национальных костюмов саамов нашли свое отражение и на саамском флаге. Синий цвет символизирует полярную ночь, а остальные оттенки взяты у короткого и долгожданного северного лета. Поскольку саамы считают себя детьми огненного светила, чья энергия помогает им пережить суровую и долгую зиму, центральное место на национальном флаге занимает круг – солнце.
В последнее время саамы стараются все чаще заявлять о себе как о народе, поэтому с удовольствием принимают у себя туристов и знакомят со своей самобытной культурой.
Дата: 07.02.2011
Нет комментариев